Тебе серебряным махну крылом Впервые человек поднялся в воздух примерно двести лет назад при помощи наполненного водородом воздушного шара. Такое приспособление весит меньше, чем воздух, поэтому плавает в нем, как пробка в воде.
Вскоре после этого был изобретен парашют круглой формы, обрамленный жесткой рамой, которая поддерживала его в открытом виде. Поначалу его применяли для эффектного спрыгивания с воздушных шаров в основном во время публичных представлений. И лишь сто лет спустя люди додумались-таки летать именно «как птицы», используя в качестве крыльев жесткие каркасные сооружения. Эта конструкция являлась прообразом современного планера. В последствии безмоторные летательные приспособления разделились на три вида: планер, дельтаплан и параплан, или параглайдер.
Параплан - это летательный аппарат сверхлегкой авиации. Он представляет собой крыло, которое позволяет пилоту планировать в воздухе часами, пролетая десятки, а то и сотни километров, на различной высоте (от нескольких сотен метров до б км). Надо заметить, что параплан имеет ряд преимуществ по сравнению с собратьями. Он намного меньше весит (5 кг в свернутом состоянии), чем, например, дельтаплан с его тридцатью килограммами. Меньше занимает места в сложенном состоянии - параплан легко умещается в рюкзак, в то время как длина дельтаплана в сложенном состоянии составляет 5-6 метров. Прост в обращении при подготовке к взлету и сворачивании и стоит дешевле остальных летательных средств: от 1 до 5 тысячи долларов.
Однако есть и свои минусы. Главный - это медлительность: самая большая скорость, которую может развить крыло, всего 40 км в час! (Дельтаплан движется со скоро стью до 150 км в час.) Второй минус - высокая степень риска. Однако все «внештатные ситуации» в этом виде спорта можно легко предотвратить за счет точного соблюдения правил безопасности.
Первым делом... самолеты!
Параплан состоит из купола, сшитого из цветной тонкой, легкой, но очень прочной беспористой ткани - нейлона, и строп, соединяющих этот купол с сиденьем пилота. Площадь крыла параплана обычно составляет 20-30 кв. м. Крылья бывают маленькие, средние и большие по размеру. Большие - для тяжелых пилотов, маленькие - для людей с весом не менее 40 кг. Величина нагрузки на крыло определяется отношением веса пилота, купола и подвески к площади крыла.
При большом весе пилота параплан с маленьким куполом полетит быстрее, но будет хуже парить. Если же пилот обладает миниатюрностью, то большой купол будет летать медленнее, лучше набирать высоту, но в условиях турбулентности параплан поведет себя не очень дружелюбно. Выбрать нужный размер крыла может помочь инструктор по парапланеризму. Тем более что существуют сотни различных модификаций... Однако все они делятся на четыре класса.
Первый класс парапланов (standard) предназначен для первого года обучения, или для первых 100 полетов. Это наиболее простые и безопасные аппараты, прощающие ошибки начинающим пилотам. Они не обладают столь высокими летными качествами, как спортивные модели, и в основном используются пилотами, летающими ради удовольствия по выходным.
Второй класс парапланов (performance) является промежуточным. Он уже требует определенного опыта пилотирования. Однако при этом еще не обладает летными качествами спортивных экземпляров. Этот класс дороже стоит и управлять им сложнее: так что летают на нем пилоты, постоянно занимающимися парапланеризмом.
Третий класс парапланов (competition) рассчитан на профессионалов и спортсменов. Эти парапланы обладают самыми высокими летными характеристиками и позволяют летать долго и на большие расстояния. А это самое главное в спортивных соревнованиях. Такие крылья требуют серьезного мастерства.
Четвертый класс (biplace) имеет подвесную систему для полетов вдвоем. Пилотами таких средств передвижения являются только инструктора, а пассажиром может быть любой человек - в том числе и ребенок.
Также существует еще один, дополнительный, класс-моторизированный. В результате соединения мягкого крыла и легкого двигателя получается сверхлегкий летательный аппарат с уникальными полетными характеристиками. На параплане с мотором можно взлетать буквально с пятачка и парить над землей более трех часов (пока бензин не кончится), а потом продолжать полет уже с выключенным двигателем. Кстати, двигатель можно выключить в любой момент и насладиться свободным полетом в тишине. Для «питания» парамоторов, средний вес которых составляет 25 кг, применяется 95-й бензин в смеси с маслом. Шумят они несильно - где-то 55-60 децибел.
Только в полете растет человек!
Чтобы взмыть ввысь, вовсе необязательно быть атлетом. Хотя к определенной нагрузке надо быть готовым! Ведь прежде чем взлететь, пилоту приходится бежать, выдерживая сопротивление параплана (15-20 кг) и испытывать удар в момент приземления, аналогичный удару при прыжке со стула. Так что для этого вида спорта понадобится пара крепких ног, спина в нормальном состоянии и прилично работающие легкие и сердце. Но это еще не все. Большое значение имеет спецодежда. Главное защитить голову и ноги от ударов. Для этого потребуется хорошая обувь и шлем. Оптимальный вариант - шнурованные ботинки, достаточно высокие, плотно облегающие лодыжки - наиболее уязвимую часть при жесткой посадке. В продаже имеются специальные ботинки для парапланеризма с противоударными подошвами и усиливающей прокладкой в районе лодыжек. Второй необходимый пункт - противоударный шлем, предохраняющий не только верхнюю часть головы, но и лоб, и затылок. На нем должны быть отверстия в месте, противоположном ушам, позволяющие слушать инструктора и ветер. Длинные спортивные брюки предохранят ноги от царапин и ушибов, а в холодную погоду не лишними будут длинные рукава и перчатки.
Полеты во сне и наяву...
Чтобы стать пилотом-парапланеристом, ознакомительного полета в тандеме с инструктором обычно бывает недостаточно. Нужно пройти настоящий курс. Весь процесс обучения в школе занимает около 10 часов теоретическихзанятии, на которых «студентов» знакомят с основами аэродинамики, микрометеорологии, медицины и воздушного права, а также около 20-30 часов практических занятий на летном поле. За это время будущий пилот освоит взлет, управление скоростью полета и посадку - то есть пройдете базовый курс обучения пилотированию параплана.
По окончании теоретического курса слушатель должен будет сдать письменный и устный экзамены. Практический курс завершится набором упражнений, выполнение которых оценит квалифицированный инструктор, а запись об их зачтении будет внесена в учебную тетрадь пилота. После успешной сдачи экзамена новоявленному пилоту присваивается третий спортивный разряд и выдается заветная лицензия с правом летать на подавляющем большинстве дельтадромов бывшего СССР. По желанию также предоставляются летная книжка, в которой ведется учет полетов, и карточка с подтверждением национальной лицензии для полетов за рубежом.
А далее начинаются... полеты во сне и наяву! Главное для новичка, попавшего в стаю других парапланиристов, наблюдать за действиями более опытных пилотов. Они всегда рады дать информацию, посоветовать тому, кто спросит совета. Можно очень многому научиться, не только летая самому, но и слушая других. «Эй ты, птичка! Летим туда! Там столько вкусного!»...