Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций
в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой,
которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в
ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие,
как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая
древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская
— не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и
не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства
диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому,
как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима.
Свойства ораторской речи
Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения.
Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а
также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно
выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь
от других видов речи.
- Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер.
- Как и всякая другая речь, ораторская речь состоит из нескольких частей. То, как должны соотносится между собой эти формообразующие части (вступление, изложение, заключение и др.), объясняет наука риторика.
- Главное
значение для ораторской речи имеет не её форма, хотя и это
важно, а то, что оратор вкладывает в свою речь — её содержание (цель) и
внутренняя энергия слова, исходящая от личности оратора. Цель
ораторской речи — не только донести до слушателя информацию, но и
получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или
каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный
характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи
и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
- Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет
говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить
слушателей совершить какие-то действия, оратор прежде всего сам делает
усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.
Влияние психики на качества ораторской речи
Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли
и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными,
робким или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой
аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной
работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос,
нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести
речевой механизм в полную «боевую готовность» необходимы яркие, живые
мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера,
главная задача оратора — иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это.
|